суббота, 9 февраля 2013 г.

окорды к песням чай в двойом

Рок-дилетант — Автору

Извините, если что не так.

Это печально, ибо я вместе с Вами надеялся, что отечественный рок-н-ролл сделает шаг от митинга к искусству. Вместо этого, по крайней мере, внешне он сделал шаг от митинга к бардаку. Да и бардак-то неинтересный...

Несколько лет назад на концертах в рок-клубе мы с Вами наблюдали такую же «отвязную» публику, но «отвяз» не был самоцелью, а хамства не было и в помине. Публика знала — что, за что и почему она любит, знала артистов в лицо, а песни — наизусть. Здесь же мне показалось, что треть публики не знает, кто такой Башлачев, и уж, конечно, не имеет понятия об Ильченко, Рыженко и других ветеранах рока. Дело доходило до того, что во время показа документальных кинокадров с похорон Саши Башлачева в зале раздавался свист. Повзрослевшие рокеры старшего поколения, которые тоже были в зале, с опаской и недоумением взирали на своих юных последователей, не врубавшихся ни в тексты, ни в музыку и, похоже, считающих рок-концерты местом, где можно открыто демонстрировать убожество собственной натуры. Увы, рок-концерты и фестивали стали прибежищем «гопников» — и это не разовое наблюдение, оно подтверждалось и на концертах АКВАРИУМА и КИНО в Спортивно-концертном комплексе, и на «авроровском» фестивале в сентябре 1989 года, и на фестивале московской рок-лаборатории. И Вы, рок-дилетант, не можете не признать, что ожидаемого Вами притока к рок-н-роллу «серьезной», думающей публики не получилось. Скорее, в эпоху гласности она отвернулась от него, а ее место заняла молодая «урла», по сути, ничем не отличающаяся от истерично визжащих девочек на концертах ЛАСКОВОГО МАЯ.

За что боролись? За такую вот «свободу»?

Мастерство и душевная отдача артистов сумели покорить зал, поначалу настроенный, прямо скажем, по-хамски. И тут я не могу не выразить горечи и сочувствия Вам, мой любезный двойник, ибо вместе с Вами наблюдаю, как на протяжении последних полутора лет воспеваемый Вами отечественный рок-н-ролл теряет свою публику. Она подменяется толпой, к которой даже неприменимо понятие «публика» — толпой, которая не понимает рока, не знает и, в общем, не любит его. Зачем же она ходит на рок-концерты? Только для того, чтобы «отвязаться». Дурацкие выкрики, полное пренебрежение к артисту, находящемуся на сцене, если это не их кумир, размахивание бенгальскими огнями и бросание на сцену чего попало — тех же бенгальских огней, огрызков яблок, бутылок и даже... картошки (об этом рассказывал мне гитарист КИНО Юра Каспарян). По фойе в разных направлениях пробегают звериные стайки подростков в тельняшках навыпуск, неухоженные и неряшливые, с «алисовскими» звездами, намалеванными на щеках, и матом-перематом на устах. (Пронесся слух, что в концерте примет участие Кинчев.) Дружинники выволакивают из зала курящих и портящих стулья.

Поэтому ничуть не слабее, чем песни Летова и Дягилевой, прозвучала и умиротворенная, нездешняя музыка ТРИЛИСТНИКА, и мужественная лирика ЧАЙФА, и умные, иронично-пессимистические баллады Макаревича, и, как всегда, мощные и глубокие песни ДДТ, где выше всяких похвал были сольные импровизации Никиты Зайцева на альте.

Сам же концерт шел поначалу через пень-колоду. Мне показалось неудачным выступление киевлянина Дворина, от его песен веяло кабаком; «Полковник» Хрынов слишком работает на публику для этого исповедального жанра; интересные, очень своеобычные по мелодическому построению песни Инны Желанной были прохладно встречены залом, что обидело исполнительницу; хорош в начале концерта был, пожалуй, лишь Юрий Ильченко, легендарный герой семидесятых, почему-то пропустивший все восьмидесятые годы и вновь активно заявивший о себе выпуском сольника и выступлениями. Зато вторая половина, начавшаяся чтением стихов в исполнении Гаркуши, заставила зрительный зал внимать происходящему с полным сопереживанием. По духу песен, по их «болевому порогу» ближе всех к Башлачеву стояли выступления Егора Летова и Яны Дягилевой. И пускай в их стихах проскакивали порой крепкие словечки и выражения, заставлявшие нервно вздрагивать пожилых билетерш,— эти песни открывали ту же саднящую, кровоточащую рану, которая в конце концов довела Башлачева до гибели. Однако, на другом фланге того же концерта стояла вовсе не «попса рок-н-ролла» (примерно так выразился со сцены Егор Летов), а музыканты более сдержанные, может быть, чуть более взрослые и мудрые. Ведь можно выставлять напоказ свои раны, сдирая с них к тому же коросту запекшейся крови, а можно упрятать свою боль глубоко внутрь, переплавить ее в иные песни — не такие истовые и надрывные, но оттого не менее горькие.

И кстати — свой Башлачев. Получилось: вот какие мы славные и как мы друг друга любим! А надо было просто: мы любим Башлачева.

С заключительного аккорда я и начну. Мне показалось, что финальную точку концерта уместнее было бы поставить именно на кинокадрах Сашиной песни. И пусть бы участники вышли и в молчании постояли на сцене перед стоящим залом. А петь им вместе, как будто дело происходит в Юрмале, было не нужно. Это лично моя точка зрения. Концерт таким образом завершился эстрадной нотой, что в данном случае было неуместно. И все, кто вышел в конце на сцену — и Дюша с Фаном, и Макар, и Ильченко, и Гаркуша, и Шевчук, и Рыженко, — они все славные парни, но уже давно не вместе. У каждого свой путь и своя судьба.

Мы увидели на сцене сольные выступления ленинградцев Святослава Задерия и Юрия Ильченко, москвичей Андрея Макаревича и Инны Желанной, сибиряков Янки Дягилевой и Егора Летова, горьковчанина Алексея («Полковника») Хрынова, Андрея Дворина из Киева; прекрасно читал стихи Олег Гаркуша. Кроме них перед слушателями предстали усеченные «акустические» составы ТРИЛИСТНИКА (Дюша — Фан), ЧАЙФА (Шахрин — Бегунов), ДДТ (Шевчук — Зайцев —Чернов), группы москвичей во главе с Сергеем Рыженко. Завершился концерт кинокадрами, на которых Саша Башлачев пел «Время колокольчиков», и групповым пением песни МИФОВ «Бей, колокол!». Вел этот концерт Старый Рокер — Джордж Гуницкий.

Давно уже мне не приходилось слышать столь мощного акустического концерта. Электронное звучание синтезаторов, завывания электрогитар, богатство аранжировок, использование различных «примочек» заставляли нас порою забыть, что отечественный рок-н-ролл стоит одной ногою в бардовской песне с ее повышенным вниманием к слову и искренним, доверительным обращением к слушателю. Здесь же это было видно отчетливо. Барды рок-н-ролла, которые в других условиях умеют создавать электрический напор небывалой силы, на этом концерте ограничились, казалось бы, скромными акустическими средствами. Подбор участников был разношерстный, но достаточно интересный. Собственно, подбора, по всей вероятности, не было, на концерт приехали те, кто смог и захотел помянуть Сашу в двухлетнюю годовщину его гибели.

Двадцатого февраля сего года мне удалось (естественно, вместе с Вами) побывать на благотворительном концерте памяти Саши Башлачева в концертном зале «Октябрьский». Устроителем концерта выступил Ленинградский рок-клуб, сбор должен пойти на памятник поэту Александру Башлачеву.

Уважаемый рок-дилетант!

Автор — рок-дилетанту

За время подготовки к печати книжки «Путешествие рок-дилетанта» у меня сформировалась вполне отчетливая двойственность сознания. Дело в том, что одни главы этой книги написаны от лица рок-дилетанта, а другие — от лица Автора, придумавшего в свое время этот персонаж и наблюдающего за ним вот уже почти десять лет. Автор и РД не всегда одинаково относятся к рок-н-роллу, иногда яростно спорят между собой. Поэтому нет ничего удивительного в том, что они, готовя очередной тур «МЭ», решили написать друг другу письма, в которых делятся впечатлениями о последних музыкальных событиях, участниками которых им довелось быть, и излагают свои точки зрения на наболевшие проблемы рок-н-ролла.

Вступление рок-дилетанта

МЭ: Полный гудбай

Альманах Рок-дилетанта

Беседы рок-дилетанта:

Комментариев нет:

Отправить комментарий